История техникума

Пермский авиационный техникум имени А.Д. Швецова имеет свою историю. 12 сентября 1876 года в Перми было открыто Алексеевское реальное училище. Акт, давший жизнь этому учебному заведению, подписал Министр Народного просвещения Российской империи граф Д.А.Толстой, руководители и представители общественности Пермской губернии. 1876 год справедливо считается годом рождения среднего профессионального технического образования на Западном Урале.

Появилась острая потребность в среднетехнических кадрах...

Предприниматель И.И. Любимов выделил для училища двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади (ныне сквер имени И.И. Любимова). На содержание училища, кроме губернского и уездных земств, некоторые суммы жертвовали и частные лица, заинтересованные в развитии образования.
Большую роль сыграл в становлении этого учебного заведения первый директор реального училища Андрей Александрович Залежский, ранее работавший инспектором Казанского учебного округа. Образованный, опытный педагог, понимающий нужды уральской промышленности, он настоял, чтобы в 1878 г. дополнительно к механическому отделению училища было открыто не коммерческое, как предполагалось, а химико-техническое отделение.

В укрепление учебно-материальной базы много труда вложил М.М. Дмитриевский, 25 лет возглавлявший училище. При нем Пермское реальное училище в 1893 г. стало участником Всемирной художественно-промышленной выставки в Чикаго, а также ряда выставок в России.

В июле 1917 г. горнозаводское отделение реального училища стало самостоятельным техническим училищем. В 1920 г. техническое училище было преобразовано в политехникум с трехгодичным обучением, причем окончившие три курса получали звание инженера.

Осенью 1921 г. металлургическое отделение политехникума преобразовано в Практический институт с правами высшего учебного заведения. Другие отделения были среднетехническими.
В 1923 г. Пермский практический институт вновь именуется политехникумом, а с 1925 года- Пермским индустриальным техникумом.

Размах развития промышленности Урала требовал ускорения подготовки технических кадров. Поэтому в 1928 г. открыто еще одно отделение техникума - механическое. На базе мотовилихинских отделений был образован механический техникум, а на базе строительного отделения - коммунально-строительный, успешно действующие до настоящего времени. Индустриальный техникум расширялся и реконструировался, строилось общежитие.

В 1930 г. в Перми были забиты первые колышки на месте будущего авиамоторостроительного завода. А через два года уже началось освоение выпуска авиадвигателей. Срочно потребовались квалифицированные кадры. В 1935 году индустриальный техникум был переименован в авиационный. Основным базовым предприятием его стал моторостроительный завод.

В 1935 г. в техникуме учились 756 человек. Тогда же произведен первый выпуск 107 специалистов-техников для авиационной промышленности по специальностям «Обработка металлов резанием», «Монтаж двигателей», «Термообработка» и «Кузнечное дело».

В учебном заведении работали радиотехнический, авиамодельный, металлургический и другие кружки. В 1936 г. установил всесоюзный рекорд планер Леонида Вештемова. А год спустя, сконструированный им микродвигатель был отмечен дипломом Всемирной выставки в Нью-Йорке.

В годы Великой Отечественной войны все здания техникума были переданы заводу, эвакуированному из Ленинграда. Но и в этих условиях техникум готовил специалистов. Учащиеся днем работали на заводе, а вечером занимались.

А. Д. Швецов, чье имя ныне носит техникум, сыграл выдающуюся роль в развитии отечественного авиамоторостроения. Его способности удивляли преподавателей. В 1909 г. А. Швецов блестяще закончил училище. В 1921 г. он получил диплом инженера-механика, успешно защитив работу по проектированию мотора в Московском высшем техническом училище. А через шесть лет его пятицилиндровый двигатель М-11 был признан лучшим на Всесоюзном конкурсе. Двигатель дал жизнь знаменитому самолету «У-2» («ПО-2»).

В 1934 г. А.Д. Швецов возвратился в Пермь и стал главным конструктором моторостроительного завода. Двигатели, которые создал доктор технических наук, четырежды лауреат Государственной премии А.Д. Швецов, были самыми надежными в мировом моторостроении.

В 1956 г. техникум стал опорным учебным заведением для всех средних специальных заведений Перми. Был создан методический кабинет, ставший центром совершенствования методики преподавания, передачи передового опыта.

В 70-е гг. техникум продолжал развиваться. Появились десятки новых кабинетов и лабораторий, позволившие организовать обучение на самом высоком научном уровне.

За достигнутые успехи и в связи со столетием со дня основания Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
До трех тысяч выпускников техникума одновременно трудились в цехах и отделах Пермского моторостроительного завода (ныне АО «Пермские моторы»). Многие из них стали руководителями цехов, отделов, лабораторий, ведущими конструкторами и технологами, передовыми мастерами, руководителями бригад, известными изобретателями и рационализаторами. Среди выпускников выдающаяся летчица, рекордсменка мира Г.О.Смагина - Почетный гражданин города Перми.

Наверх